Расы, которые можно отнести к Волшебному Народу, встречаются во
многих книгах и легендах, но все они обладают некими общими свойствами.
Эльдар Толкиена, Aen Seidhe Сапковского, ситхи Теда Уильямса, Ши
Кэролайн Черри и кельтских легенд – это прежде всего Иные расы. Они
бессмертны или живут чрезвычайно долго – отсюда следует другое чувство
времени. Их мудрость накоплена эпохами, их планы могут воплощаться
столетиями. Они могут быть то серьезны, то веселы и непосредственны,
как дети. Живут в согласии с природой, являясь ее частью.
И, наконец, они обладают врожденным чувством прекрасного, определяющим многие их поступки.
Нельзя не согласиться, что на многих играх роли эльфов и подобных им
нечеловеческих рас являются довольно сложными – конечно, если игроки
ставят перед собой задачу создать относительно продуманный образ
персонажа. Максим Шкель в статье «Плач о Волшебном Народе» заявляет:
«Роли Волшебного Народа стоит считать самыми трудными и особо
ответственными - им предстоит быть не людьми, но чем-то другим. Вжиться
в такую роль будет куда сложнее, чем в человека разной степени
испорченности. Такие роли не должны быть массовыми, потому что никогда
не найдётся достаточно людей, способных на них. Это не оскорбление,
просто игра в Волшебный Народ - "на любителя". Ценности и устремления,
а также чувство времени у них другие».
Итак, при отыгрыше нечеловеческой расы необходимо подчеркнуть ее
отличие от обычных (или необычных) людей. Здесь важны не только
особенности действий, психология, но и бытовые предметы. «Иной стиль
оформления способствует иному образу мышления игроков, изображающих
нечеловеческую расу». Хорошо поясняет данный принцип известное понятие
«антураж», обозначающее весьма широкий класс вещей – части одежды,
посуда, украшения, такие используемые в игре предметы, как письменные
принадлежности, светильники, магические артефакты…
Тему антуража можно разрабатывать почти бесконечно, а в данном докладе
я коснусь оформления игрового лагеря. Ведь для многих из нас место
проживания на игре – это не только туристический лагерь, но и часть
игрового мира, дом, для кого-то – родина или убежище. Здесь я
рассматриваю только общие, командные поселения как наиболее
распространенные, исключая индивидуальные жилища (дом оседлого эльфа в
человеческом городе, холм Ши).
В зависимости от положения расы на игре можно выделить несколько условных типов поселений:
- зачарованный лес;
- мирный город;
- военная крепость.
В каждом из них есть и общие черты (жилой сектор, место приготовления пищи, место собраний…), и глубокие отличия.
Зачарованный лес
Таинственное, скрытое от непосвященных и охраняемое место –
Брокилон, Элд, Лориэн. Жилой сектор максимально замаскирован: палатки
стоят близко друг к другу, по возможности накрываются маскировочной
сеткой или тентом. Там же хранятся вещи, продукты, рюкзаки.
Альтернатива – палатки ставятся в различных местах и маскируются
естественным образом среди кустарника и деревьев.
Отдельной кухни может и не быть, если команда не очень большая; еда
готовится на общем костре. Но в любом случае у костра следует
поддерживать порядок. Кострище – ямка в земле, обложенная камнями;
стойки для котелка, навес для дров, место для хранения посуды. Можно
сделать небольшой столик из 2-3 листов фанеры на ножках-столбиках и
покрыть его скатертью из ткани или фольги.
Место собраний – немного оформленная поляна или зал. (В первом случае
стены не обязательны). Для сидения у костра могут использоваться пенки,
покрытые плащами, или специально изготовленные «лавочки» простейшей
конструкции. Центром поляны может быть и костер, но существуют другие
варианты. Например, Халбарад (Новосибирск) в разработках к игре «Меч
Предназначения-2003» предлагал создавать в качестве центра эльфийского
лагеря так называемое Древо Мечей и Камней.
«Как культурный символ, Древо Мечей Камней являет собой своеобразное
сочетание Прошлого, Настоящего и Будущего данного клана эльфов. Дело в
том, что, на Древе находятся предметы, принадлежавшие Ушедшим-из-Жизни
и принадлежащие Живущим. А так же те, что перейдут по наследству. Это
персонификация Памяти клана. На Дерево помещаются не все предметы, а
только те, которые были по особому дороги владельцу или сыграли в его
жизни значительную роль. То, в чём есть частица его души. То, что
красиво, правильно и истинно.
(Кстати, оружейная стойка в лагере эльфов отсутствует. Своё оружие
вешают на Древо Камней и Мечей. Там же висят мечи павших товарищей…)
В игре Дерево украшается разноцветными камнями, тканью, венками,
светильниками, подвесными колокольчиками, фольгой… Хороший эффект дают
цветные ленты (сажем, цветов спектра), расположенные по радиусу от
вершины к земле и образующие некий шатёр. Вокруг Древа расположены
индивидуальные столики (схема сборки та же). Если использовать в
качестве скатерти фольгу, и на каждый столик во время вечернеё трапезы
поставить свечу, то в итоге получится световой круг, освещающий само
Дерево. В качестве сидений используют пенки, укрытые плащами.
Получается своеобразное ложе, на котором удобно сидеть или лежать во
время трапезы или отдыха.
Приведенный выше пример может быть использован без изменений, в него
могут быть внесены дополнения, или же вы можете создать нечто свое».
На ровной полянке можно создать небольшой искусственный водоем,
вкопав в землю какую-нибудь емкость или выстелив ямку полиэтиленом. По
краям такое сооружение обкладывается дерном и камнями, украшается
доступным антуражем (листья, свечи и т.п.). Источник или пруд может
быть священным местом или частью окружающей эльфов природы; иногда он
необходим в игровых целях (например, Воды Брокилона).
Мирный город
(Гондолин, Нарготронд, древние города Cитхи).
Лагерь-«город» дает игрокам больше всего возможностей для творчества
и реализации самых разных архитектурных идей. Планировка города может
включать, кроме основной залы, отдельные дома, беседки, библиотеку,
тронный зал, сокровищницу, госпиталь…
Прежде всего, город предполагает наличие строений и стен. Как
правило, крепостные штурмуемые стены занимают довольно ограниченное
пространство, а обычные границы лагеря провешиваются веревкой. Но
выглядит такая «стенка» не слишком. Гораздо лучше смотрятся стены из
ткани. Конечно, это дорогой и тяжелый в перевозке вариант; вместо ткани
можно взять широкую цветную ленту в два-три ряда. Также широко
используется «нетканка», то есть нетканое вискозное полотно (продается
на хозяйственных рынках. Обычные люди ее используют для укрывания
дачных посадок). Кстати, она бывает не только прозрачно-белая – лично
мне встречалась светло-красная, из которой был выстроен почти весь
Нарготронд на «Апокрифе-2004». Нетканка легче и жестче обычной ткани,
поэтому стены меньше провисают. На подобные стены отлично прикрепляются
листы бумаги с картинами, также их можно расписывать краской из
баллончиков (серебряной и золотой, например). Так на месте возникают
залы, переходы, стенные росписи…
Придать жилой вид, создать ощущение комнаты помогают занавеси и
драпировки. На них идут старые шторы и занавески, покрывала из домашних
запасов, отрезы ткани. Для небольших помещений – библиотеки,
сокровищницы – такие решения особенно хороши.
Одна из самых жизненных задач игрового лагеря – защита от дождя. Не
сделав навеса, вы рискуете тем, что ливень заставит всех прервать игру
и отсиживаться в палатках. Мне известно несколько способов устроить
навес из ткани или полиэтилена: в виде шатра, двускатный или плоский.
Последний плох тем, что накапливает воду и не очень красиво выглядит.
Купол наиболее сложен и дорог в изготовлении, тяжел по весу, но
выглядит замечательно. Его целесообразно делать небольшим (до 6 м в
диаметре) и использовать в расчете на небольшую команду. А если
предполагается, что под навесом будет находиться много людей, удобнее
всего сделать его двускатным.
Прекрасно выглядят украшения, прикрепленные к внутренней поверхности
тента. Это могут быть, к примеру, вырезанные из фольги звезды на нитях
и елочном «дождике», раскачивающиеся на ветру. К удерживающей тент
веревке хорошо подвесить колокольчики по типу «песня ветра» и
светильники (но так, чтобы пламя не могло дотянуться до ткани!).
Жилая зона в лагере типа «мирный город» – обычный
палаточный городок. Если в одном поселении играют разные команды, то их
стоянки можно разнести по разным «окраинам». Яркий тому пример – Дориат
на «Сильм-Экстриме», где отдельно стояли палатки обычных жителей
королевства и отдельно – военный отряд Белега. Из жилой зоны удобно
сделать переход сразу в кухонную.
Основная зала города часто объединяет в себе тронную,
пиршественную и каминную. Местом для пиршеств и праздников может
служить и открытая поляна-площадь, тогда тронный зал строится
небольшим. Как вариант, тронную (она же место советов) можно сделать в
виде небольшой комнаты, смежной с общей залой и отделенной занавесью.
Центром главной залы удобнее всего сделать стол,
изготавливаемый из подручного дерева и привезенной фанеры. На это
уходит какое-то время, зато потом можно и устраивать пир, и принимать
гостей, и расставлять украшения, подсвечники, антуражную посуду… Иногда
такие столы делаются очень массивными и стоят на полигоне годами (не
знаю, жив ли еще тот стол на Михайловском полигоне, что был сколочен
еще перед ХИ-2000 и служил команде Дориата на «Сильмариллион-Экстрим –
2002»).
Оформление библиотеки – это отдельная тема при постройке
города. Можно многое написать о создании и хранении свитков, «древних»
книг, листов со стихами, легендами, заклинаниями, картами земель…
Библиотека может быть тайным хранилищем знаний, общедоступным читальным
залом или местом работы ученых и магов, что зависит, естественно, от
игрового сюжета. От него же зависит, будут ли в городе мастерские,
место исцеления (госпиталь, лекарская), оружейная, сокровищница и
прочие интересные «помещения».
При украшении города не следует забывать о том, что специалисты называют «малыми архитектурными формами». Это могут быть :
- водоем (может быть, просто блюдо с водой и камушками)
- беседка (естественная – среди деревьев; кровля на столбиках)
- качели (доска или сколоченные брёвнышки на двух верёвках, пенка, ткань, оформленные лентами)
- арки (две скрещенные ветки с распоркой или двумя растяжками)
- калитка (арка, занавешенная тканью)
- изгороди (плетёные, подвесные)
- столики
- дорожки (обложенные камнями, плоскими свечами, или насыпанные песком)
- полочки-гамаки из веревок и ткани
- и многое другое.
Рисунок 1.
Подвесная полочка-гамак.
(Автор идеи – Митрий Львов (Мик Койрель), Москва. Разработки команды
Нарготронда на РИ «Апокриф - 2004». Рисунки – Мария Пушная (Нимуэ),
Томск.)
Рисунок 2.
Беседка
Отдельно стоит поговорить об освещении. Ночью сказочное впечатление
производят огоньки свечей в лесу, ярко освещенные залы города, красивый
фонарик в руке идущего навстречу, факелы шествия… Есть множество типов
светильников, я упомяну только некоторые из них.
- Подсвечники. Металлические, керамические, стеклянные… Идеальны для города, где лучше всего ставятся на столы или на ровную землю.
- Закрытые застекленные свечные фонарики по типу продающихся в IKEA. Такие можно и подвесить, и поставить, и носить с собой, не боясь закапать одежду и погасить свечу.
- Свечи. В жестяных гильзах, плавучие, гелевые свечи в разных стеклянных формах.
- Подвесные фонарики разных видов, изготавливаемые вручную.
- Тканевые. Ткань сшивается в виде цилиндра с
твердым картонным донышком, где на гвоздике устанавливается свеча.
Красиво светятся разными цветами, просты в изготовлении, но легко
загораются.
- «Люстры». Из реек делается треугольная пирамида, к
нижним трем углам которой на цепочках подвешиваются маленькие емкости
для свечей (пластиковые горшочки под кактусы, например). Все сооружение
подвешивается за верхний угол на более толстой цепи.
- Пластиковые. От большой прозрачной пластиковой
бутылки отрезается верхняя часть, переворачивается. Получается
пластиковая чашка с дыркой в дне, в дно ставится такое же прозрачное
перекрестье. В верхнем крае "чаши" делаются ушки для ниток, и еще все
может украшаться пластиковыми прозрачными листиками.
Освещение может быть самым разным, создавать таинственную,
праздничную или зловещую атмосферу. А изготовление и развешивание самих
светильников отлично вписывается во внутрикомандную игру.
Военная крепость.
В крепости, в отличие от города, не предполагается сложности планировки
и пышности украшений. Общую залу можно совместить с трапезной или с
местом собраний. Жилой сектор не стоит делать слишком далеко от ворот –
многим знакома картина раннего утреннего штурма.
Но не стоит забывать об антураже. Аккуратная стойка для оружия,
светильники, занавеси, знамена, игровая посуда – если крепость
эльфийская, то выглядеть она должна соответствующе.
(Отдельно могу отметить, что в игровом лагере (и не только в
эльфийском) важна посуда, из которой мы едим. Стоит позаботиться о ней.
Хорошо смотрятся дымчатое стекло, керамика, фаянс (перевозится в
твердой коробке, чтобы не билось), мельхиоровые ложки, металлические
кубки и подносы, всевозможные берестяные плетенки. Существует и
пластмассовая посуда, выглядящая как фарфоровая).
Особую значимость в крепости приобретает госпиталь. Лучше, если это
будет огороженное пространство, где лежат подстилки (пенки) и покрывала
для раненых, хранятся снадобья и проводится лечение. Рядом небольшой
костер, где готовятся отвары. Возможен отгороженный занавесью участок
для самих целителей.
А еще, по моему мнению, в военной крепости Волшебного Народа просто
необходимо некое мирное место, куда можно придти и побыть в уединении,
отрешиться от тревоги и забот. Это может быть беседка, искусственный
водоем, Древо Мечей и Камней. Важно, чтобы это место было не связано с
войной.
Рассмотренные здесь типы поселений достаточно условны и часто
пересекаются: к примеру, игровой Дориат может быть выстроен и как
город, и как лес; Синие Горы Aen Seidhe могут напоминать крепость или,
напротив, быть мирным городом. Но где бы и во что б мы ни играли, мы
все равно строим окружающий нас дом, и каким он будет – зависит от нас.
Так давайте строить его прекрасным.
Источники:
Максим Шкель. Плач о Волшебном Народе.
Андрей Макаров (Халбарад), Евгения Брусина (Марго). Обустройство
игрового лагеря эльфов. Разработки к РИ «Меч Предназначения – 2003».
Разработки команды Нарготронда к РИ «Апокриф – 2004». Форум команды на http://www.apocryph.ru.
PS. Совсем недавно мне попалась на глаза стаья Алины Немировой "Что
нам стоит дом постороить..." в январском номере "Моего Королевства" (N
23) Там подробно раскрыта тема игровых постороек (дома и крепости),
деталей домашней обстановки и не только. Жаль я ее прочла уже после
написания своей статьи.
Карловская Алена (Полынь)
г. Омск
Источник: http://rpg.nsk.ru/texts/arvedui/articles.html#ely |